Каковы истоки знаменитого казахского гостеприимства
Казахи гордятся своим гостеприимством вполне заслуженно, ведь именно эта национальная черта когда-то спасла целые народы.
Гостеприимство было залогом выживания в суровых степных условиях. Каждый знал, что если в дороге с ним что-то случится, всегда можно будет попросить о помощи в любом встречном ауле. Гостя обязательно кормили и оставляли переночевать, при необходимости могли помочь как-нибудь еще. Эта традиция взаимовыручки укрепляла единство народа и отношения между отдельными родами, а также помогала сохранить множество жизней.
Пока гость в юрте, он находится под защитой ее хозяина, даже если между ними распря. На это время все разногласия должны быть забыты, проливать кровь под шаныраком считалось непростительным поступком.
Существует легенда о щедром старике Ширбае. Остальные жители его аула были скупы и потому всех путников отправляли к Ширбаю. который каждого гостя встречал богато накрытым дастарханом. Однажды стада Ширбая потерялись в степи, и остался у него последний баран. Жена старика обеспокоилась тем, что они сами будут есть, если отдадут всю еду путникам, но Ширбай успокаивал ее, говоря, что Аллах пришлет "кадыр" и все наладится. Ему удалось уговорить жену оставить еду, и этой пищей старик угостил очередного гостя.После ужина тот внезапно сказал, что он и есть кадыр и потому именем Аллаха готов исполнить любое желание Ширбая. Однако старик пожелал только, чтобы ему всегда было чем накормить гостя. На следующий день все овцы и лошади Ширбая вернулись к нему.Эта легенда наглядно показывает суеверия, связанные с гостями.
Считается, что слово "қонақ", означающее гостя, происходит от глагола "қону" (остановиться, спуститься), то есть гость - это тот, кто спустился с неба, то есть был послан богом, и потому несет с собой счастье и удачу. Поэтому было общепринято, что любой гость должен быть встречен с уважением, как божий посланник, даже если это маленький ребенок. Есть даже поговорка: "Қонақ келсе, құт келер", т.е. "Будут гости, будет и благодать".
Случайных гостей, прибывших без приглашения, нередко так и называли божьими, буквально "құдай қонақ". Званых же называли "арнайы қонақ", т.е. специально приглашенными.
Как нужно было встречать гостя
Существовал целый свод неписаных правил о том, какой прием нужно оказать гостю.
Сначала гостю помогали снять верхнюю одежду, а потом провожали его на почетное место - төр. Там ему приносили чашу с водой и чистое полотенце, чтобы освежиться, а потом угощали. По обычаю гостю давали лучшие угощения, в том числе голову барана, даже если это был последний скот. Если же гость торопился и не мог остаться на полноценную трапезу, он должен был съесть хотя бы кусочек хлеба. Этот обычай сохранился до сих пор даже в крупных городах.
Только после этого можно было приступить к расспросам, чтобы узнать, с какой целью прибыл гость, куда держит путь и т.д. Отвлекать разговорами до отдыха считалось неприличным.
В благодарность гость мог поделиться своим искусством - например, спеть песню или сыграть на домбре, а также дать бата, то есть благословить принявший его на время дом.
На прощание ему вручали саркыт. Если оказывалось, что гость - очень уважаемый человек, хозяин мог даже подарить ему коня и чапан. Эта традиция так и называется "атқа мінгізіп шапан жабу".
Несоблюдение традиций наказывалось. Например, если хозяин не накормил гостя, тот мог пожаловаться аксакалам аула, и тогда негостеприимный человек должен был выплатить штраф скотом.
Автор: Алма Абишева
Подробно: https://www.caravan.kz/news/kakovy-istoki-znamenitogo-kazakhskogo-gostepriimstva-887639/